Author Topic: BR 91  (Read 33051 times)

Offline toms

  • Global Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Posts: 180
  • Karma: +8/-0
BR 91
« on: February 17, 2009, 10:04:09 AM »
Меня больше всего удивляет, почему никто из моделистов не обращает вснимание на тип паровоза, который в Латвии просуществовал дольше всех остальных - с 1915 по 1971 г.!?
toms

Offline Doctor_MB

  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 1038
  • Karma: +11/-2
    • SOS mobile24
Re: BR 91
« Reply #1 on: February 17, 2009, 10:09:03 AM »
Меня больше всего удивляет, почему никто из моделистов не обращает вснимание на тип паровоза, который в Латвии просуществовал дольше всех остальных - с 1915 по 1971 г.!?
Тут скорее всего вопрос в доноре модели. BR64/86/56/41 - массовые и достаточно бюджетные модели,особенно на рынке б/у. Серия 91 - не такая массовая среди моделей и цена - не последний фактор :)

Offline vladl

  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 765
  • Karma: +9/-0
Re: BR 91
« Reply #2 on: February 17, 2009, 10:15:04 AM »
Обращаем, еще как. Один из самых красивых танк-паровозов.

Offline toms

  • Global Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Posts: 180
  • Karma: +8/-0
Re: BR 91
« Reply #3 on: February 20, 2009, 06:12:07 AM »
В Латвии они знакомы и как Т9\3 (Прусия), Тк-203 (Латвия), 91 (Германия), Ткi3 и просто Тк(Польша) и с 1952 г. как ТТ (СССР).
toms

Offline Doctor_MB

  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 1038
  • Karma: +11/-2
    • SOS mobile24
Re: BR 91
« Reply #4 on: February 20, 2009, 07:52:55 AM »
Об этом паровозе есть дополнительная информация ?
Где и в каком году могла быть сделана эта фотография ?

Offline toms

  • Global Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Posts: 180
  • Karma: +8/-0
Re: BR 91
« Reply #5 on: February 20, 2009, 03:20:33 PM »
ТТ-1042 сделана Ю.Луцевичем ориентировочно в 1970 г. - ТЧ Рига.
ТТ-1388 - 2-го августа 1957 г. ТЧ-Лихоборы - из австрийской книги Lokomotiv-Schicksale 1938-1955
toms

Offline Doctor_MB

  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 1038
  • Karma: +11/-2
    • SOS mobile24
BR 91 (TT)
« Reply #6 on: April 23, 2009, 07:56:21 PM »
Меня больше всего удивляет, почему никто из моделистов не обращает внимание на тип паровоза, который в Латвии просуществовал дольше всех остальных - с 1915 по 1971 г.!?
....первый шаг :)

Offline Ivan Popov

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 99
  • Karma: +4/-0
Re: BR 91
« Reply #7 on: November 09, 2009, 09:30:56 AM »
Тут тоже занялся изготовлением модели ТТ-1042 по фотографии Юрия Луцевича - хочется сделать именно наш вариант . Единственный момент, к сожалению нет фотографий этого паровоза с другой стороны и сзади.
С другой стороны интересует только одна мелкая деталь - в каком месте трубка с кабелем, ведущая к задним буферным фонарям, заходила в будку машиниста - по фотографиям других ТТ это могло быть внизу около входной двери, так и вверху будки. В принципе это дело можно опустить, и сделать как покажется более удобным.
И сзади вид нужен, чтобы сделать правильную форму угольного ящика - Юрий Луцевич мне ответил (за что ему огромное спасибо), что ящик был нарощенным - даже на этой фотографии видно уголь чуть над крышей. Причем видно, что ящик был нарощен не на всю ширину будки, а закрывал только только 2 квадратных окошка по центру задней части.
И расположение задних буферных фонарей - у меня есть фотография задней части питерского (шушарского) ТТ-397, там кронштейны крепления буферных фонарей расположены на буферном брусе, я сделал это также, т.е. типично для советских паровозов.
И еще, на фотографии Юрия видно наличие только одного переднего буферного со стороны машиниста, т.е. паровоз в конце службы только месил маневры. Поэтому и на заднем буферном я хочу сделать только один фонарь, тоже со стороны машиниста. Но кронштейны под фонари я сделал с двух сторон. как и должно быть.
Сейчас делаю ему наши дверцы дымовой камеры - немецкую сточил напрочь, сделал малую дверцу и большую, осталось затяжки малой верцы сделать и петли большой. Раму переделал, окрасил как надо, стоил буфера.
Фотки чуть позже выложу здесь.
С уважением,
Иван

Offline toms

  • Global Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Posts: 180
  • Karma: +8/-0
Re: BR 91
« Reply #8 on: November 09, 2009, 11:24:34 AM »
Тут еще одна фотография Юрия :)
toms

Offline Ivan Popov

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 99
  • Karma: +4/-0
Re: BR 91
« Reply #9 on: November 09, 2009, 11:57:26 AM »
Да, он мне ее тоже прислал. Он еще поговорил с ветеранами депо Рига и сообщил следующую информацию, что паровоз был стандартной окраски. Буфера были сняты и поставлена автосцепка (хотя на этих 2-х фотках на переднем буферном ее нет, есть винтовуха, при этом без буферов - интересно почему так?), были по 2 буферных фонаря и на переднем и на заднем буферном (наверное к концу жизни этой машины остались только по одному со стороны машиниста с каждой стороны, нужных только для выполнения маневров - так и буду делать - спереди на площадке уже один кронштейн поставил). Тут еще не могу понять - где стоял свисток???? на фотках его не видно. Или его роль выполняли те трубки, торчащие за пожарным ящиком рядом с торцевым окном?
Тут забыл еще подметить - делаю из Лилипута, поэтому будут некоторые отступления -
1. У немцев клапана стояли на котле как бы на перевертнутом горшке между песочницей и будкой - наши же клапана стояли уже на самом котле в этом месте. У Лилипута корпус металлический и туда очень трудно будет подлезть, чтобы сточить этот "горшок". Поэтому придется клапана крепить к нему.
2. У Лилипута есть козырьки над торцевыми окнами, а на настоящем ТТ-1042 их не было - поэтому опять же з-за того, что модель металлическая и из-за того, чтобы не повредить ее стачиванием этих козырьков, их придется оставить.
3. На Лилипуте не проработаны трубопроводы под правым водяным баком - поэтому их надо воспроизводить с нуля или оставить так как есть.

В итоге вывод - для того, чтобы сделать более прототипичную модель, надо брать Фляйшмана - у него есть варианты с 2-мя вариантами крыш будки, с козырьками и без, а также с нарощенным угольным ящиком. Остается только выбрать вариант под конкретный прототип. Еще у Фляйша лучше проработана рама паровоза, токосъем, он более деталирован (есть в том числе эти трубопроводы под правым водяным баком), корпус пластиковый, а следовательно легче сточить некоторые ненужные трубопроводы, отлитые на котле (у металлического Лилипута я замучился стачивать на котле привод колокола, стоящего на дымовой камере- на наших паровозах этот колокол снимали, соответственно и привод его на котле не должен быть и т.п.).
С уважением,
Иван

Offline Ivan Popov

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 99
  • Karma: +4/-0
Re: BR 91
« Reply #10 on: November 09, 2009, 12:17:27 PM »
У меня есть и модель Фляйша, но ей пока не занимаюсь столь усиленно. Правда уже покрасил раму и те детали. который должны быть на наших паровозах черными - лесенки в будку, главные резеруары, крепления кулисного камня, трубопроводы, уголки всякие на раме, тормозные рычаги и колодки. А также сделал обводку белым на колпарах. Пока есть желание сделать из него известный ТТ-708, работавший в депо Александров до 1975-го года. Паровоз этот примечателен тем, что был не захвачен как трофей у Германии, а достался Советскому Союзу в 1940-м при присоединение Литвы - Литва вроде купила их 10 штук в Германии номера точно не помню, но все первого десятка 700-х). Есть его фотография Леонида Макарова в Железнодорожном деле 03/1997, и аналогичная в Локотрансе, правда, меньшего формата. Там же вроде была фотография 709-го, снятая еще во времена Литовской Республики. Сам ТТ-708 практически во всем идентичен ТТ-1042 - петли большой дверки дымовой камеры с одной стороны, одинаковая конструкция крыши будки, отсутствуют козырьки над торцевыми окошками, отсутствуют на момент съемки фотографии (1975) буфера, на нем стоят автосцепки.
С уважением,
Иван

Offline toms

  • Global Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Posts: 180
  • Karma: +8/-0
Re: BR 91
« Reply #11 on: November 09, 2009, 02:14:52 PM »
Литва не купила, а получила от Германии согласно решению союзников - 14 шт. таких паровозов под №№ 701-710 и 712-715. В 1939 году вместе с Вильнюсским краем Литва получили еще 10 шт. (№№ 716-725). Последние не успели получить литые номера...
Вот, что у меня нашлось по 708-му (кстати 100% гарантии, что он бывшый литовец, нет, но похоже на правду). Фотографии из коллекции А.Колесова
toms

Offline Ivan Popov

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 99
  • Karma: +4/-0
Re: BR 91
« Reply #12 on: November 09, 2009, 04:21:35 PM »
Томс, спасибо огромное и за информацию и за фотографии! Нижняя фотография как раз и есть фотография Леонида Макарова, она печаталась и в Железнодорожной Деле, и в Локотрансе. Это уже вроде 1975-ый год, его как раз разрезали, как пишет Л.Макаров летом 1975-го.
Тут таже, как видно на верхней фотографии, ситуация с буферными фонарями - стоят на стороне машиниста - чисто маневровая машина была. Жалко, что фотографии сняты тоже как и у ТТ-1042 с одной стороны. Но эта сторона ТТ-708 - то, что надо - видно, что трубка с кабелем выходит из будки очень высоко в районе крыши (поэтому похожа на водосливную трубу с козырька крыши), идет вниз поворачивает к заднему буферному брусу.
Виден также и ненарощенный угольный ящик - известный моделист Сергей Иванов (да и автор нескольких паровозов ТТ) сообщил, что это из-за того, что в Александрове депо компактно расположена на острове из путей и паровоз далеко не отъезжал от угольного склада, поэтому и запаса угля такого угольного ящика ТТ-708 хватало за глаза.
С уважением,
Иван
« Last Edit: November 10, 2009, 12:47:33 PM by Ivan Popov »

Offline Ivan Popov

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 99
  • Karma: +4/-0
Re: BR 91
« Reply #13 on: November 10, 2009, 12:12:17 PM »
Тут еще обратил внимание на заводские таблички  - на ТТ-1042 табличка стоит на водяном баке маленькая овальная.
На ТТ-708 стоит уже другая - на сухопарнике узкая прямоугольная - на всех 2 фото ее видно. Я начал искать по немецким сайтам, но на тамошних 91-х ничего побного не нашел. Зато нашел на польских сайтах http://www.holdys.pl/tomi/index.php?wykaz=1435&sort=f&sort2=h, на фотографиях польских ТКи3 - это польское название 91-ой (или прусской Т9.3) серии. Кстати, в 39-м после известных событый большое количество ТКи3 появилось и в СССР (интересно, им в 1952-м присвоили эту серии ТТ или они так и остались до списания ТКи3????). Ладно, продолжу о табличках - на некоторых сохранившихся польских ТКи3 з-да Юнион увидел аналогичную табличку ТКи3-87 (в чем то братского рижскому ТТ-1042, т.к. до 1945-го этот ТКи3 работал в DRG под номером 91 1041, в нижеприведенной ссылке это есть) http://www.holdys.pl/tomi/index.php?desc=on&par=tki3-87, ТКи3-120 http://www.holdys.pl/tomi/index.php?desc=on&par=tki3-120 и др. Но тут на некоторых номерах есть загвоздка в производителе - там видно в описании Kocioł oryginalny стоит Юнион, а вот в Kocioł obecny стоит Хеншель, причем такое сразу на нескольких ТКи3. Насколько я понял первый термин означает оригинальный котел, а второй котел, который стоит (может я и не прав) - что это может означать и все-таки чья эта узкая прямоугольная табличка - Юниона(как и должно быть) или Хеншеля?
С уважением,
Иван
« Last Edit: November 10, 2009, 01:02:27 PM by Ivan Popov »

Offline vladl

  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 765
  • Karma: +9/-0
Re: BR 91
« Reply #14 on: November 10, 2009, 08:37:17 PM »
Если правильно понял, на фотографиях Ю. Луцевича ТТ-1042 незадолго до списания, к тому времени могли произойти значительные изменения во внешнем виде, отсюда и несоответствие с воспоминаниями ветеранов. Автосцепка могла быть и только сзади, такие варианты были на паровозах, остается только предполагать.
Модель от Лилипута разработана достаточно давно, поэтому и выглядит попроще. Работать с металлом на самом деле совсем не так сложно - лишние детали можно аккуратно сточить при помощи микродрели с соответствующей насадкой. Также собираюсь сделать конверсию 91-го именно в ТТ-1042, поэтому будет очень интересно ознакомиться с работой Ивана.